Версия для слабовидящих
Безопасность ТГЛ
муниципальное автономное
образовательное учреждение
гуманитарный лицей
города томска
ТГЛ
томский гуманитарный лицей
основан в 1990 году
ГУМАНИТАРНЫЙ ЛИЦЕЙ - ТЕРРИТОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ВЫБОРА

Поиск на сайте


Материально-техническое обеспечение обучения с применением дистанционных технологий

МАОУ Гуманитарный лицей г. Томска организует обучение с применением дистанционных технологий. Информация об организации электронного обучения находится по ссылке.

МАОУ Гуманитарный лицей

 

Уважаемые посетители официального сайта МАОУ Гуманитарный лицей!

 

Вас приветствует директор лицея Евгения Анатольевна Баталова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От основателя и первого директора лицея Сергея Викторовича Алифоренко:

Уважаемые посетители сайта!

Безусловно, Вас интересуют вопросы:

Что из себя представляет эта школа – Гуманитарный лицей?

Что из себя представляет образовательное пространство лицея?

Каковы его образовательные приоритеты?

 

Понятно, что речь пойдет о новой школе, школе нового поколения, задающей другую философию, новый формат и принципиально новую сумму образовательных ориентиров по отношению к существующей ныне школе. Нужно предельно внятно описать те образовательные приоритеты, которые лежат или будут лежать в основании всей деятельности лицея и наличие которых позволяет говорить о том, что это действительно новое поколении школ как исторически развивающейся реальности.

Новую школу нельзя сочинить. Эта школа реально прорастает в инновационной деятельности ныне существующих школ и в инновационной деятельности наиболее талантливых школьных педагогов.

Эта школа – лицей – реально формировалась на протяжении двадцати пяти лет в деятельности самых разных учителей.

В общем-то речь идет о смене образовательной парадигмы – о смене той суммы скрытых правил игры, на которых строится практика современной школы, о смене суммы ее базовых ценностей и ориентиров и на этом основании – о смене тех видов деятельности, из которых складывается вся ее образовательная повседневность.

Чтобы работать в пространстве, надо построить систему координат. Строим. Начало системы обозначим значком – здание лицея. Речь пойдет о трех группах приоритетов, задающих формат и определяющих специфику школы нового поколения.

Это – приоритеты, ориентированные на развитие трех ключевых векторов: субъектности, диалога (коммуникации), развития. Отложим эти векторы на осях системы координат. Куда и на что направлены эти векторы?

ВЕКТОР СУБЪЕКТНОСТИ  направлен на максимальное развитие человеческой индивидуальности, на развитие и осознание собственного Я, на осознание и развитие «самости» ребенка, «самости» педагога, «самости» собственного образовательного процесса, как процесса особым образом поставленного взаимодействия человека и культуры.

ВЕКТОР ДИАЛОГА направлен на становление и развитие способностей к взаимодействию субъектных «самостей». Развитие Я несет в себе потребность быть услышанным. Чем больше развито Я, тем в большей степени требуется специальная образовательная деятельность по развитию «усилия к другому», построение диалогического взаимодействия разных субъектностей, тем в большей степени лицей должен превращаться в пространство диалога – диалога личностей, диалога культур.

ВЕКТОР РАЗВИТИЯ – интегральный вектор, показывающий, что в процессе образования происходит непрерывное усложнение личностного развития и межличностного взаимодействия.

Итак, основные приоритеты лицея как школы.

 

ВЕКТОР СУБЪЕКТНОСТИ

1. Приоритет мышления над знанием:

Это будет обозначаться так:

Лицей – школа мышления. Мышление – инструмент индивидуализации знания. Чем больше развито мышление, тем более индивидуально знание, которым обладает человек. Любое внешнее знание он воспринимает под своим, индивидуальным мыслительным углом зрения. Человек с развитым мышлением не раб знания, но его хозяин.

 

2. Приоритет вопросов над ответами:

Лицей – школа вопросов. Состояние вопросительности – абсолютно ценное состояние, без которого и вне которого невозможно настоящее развитие личности. В старой школе вопрос обладал чисто учебной ценностью: он имел право на существование в той мере, в какой на него существовал правильный ответ. Учитель, задавая вопрос ученикам, заранее знал, какой ответ он хочет получить.

Настоящий вопрос – вопрос, на который нет и не может быть однозначного и заранее определенного ответа.

Оттого этот вопрос провоцирует исследовательскую ситуацию для ученика и учителя – ситуацию развития для обоих.

3. Приоритет креативности над исполнительством:

Лицей – школа творчества, креативности. Лицей ориентирован на развитие в ребенке способности создавать новое (новое знание), а не просто осваивать существующие образы. Акцент на приоритет творческого начала в человеке, возможность творца, а не исполнителя.

 

4. Приоритет детской инициативы над инициативой взрослых:

Лицей – школа, создающая максимально широкое пространство для проявления и реализации инициативы. Образование по-настоящему эффективно только тогда, когда оно умеет идти за детским вопросом, за детской инициативой и субъективностью. Лицей пытается все свое содержание выстраивать вокруг детских вопросов и инициатив.

Очень трудная задача – выстраивать объемный и многоуровневый диалог с культурой, отталкиваясь от детской инициативы.

5. Приоритет образовательных потребностей личности над суммой «образовательных необходимостей»:

Лицей – школа развития образовательных потребностей. Социум заинтересован в гибкой, динамичной личности, чье образование соответствует ее собственным глубинным потребностям, когда образование не навязано личности как внешний функционал, а является способом личностной самоактуализации и самореализации. Выпускник лицея – человек с развитой системой образовательных потребностей. За время обучения его образовательные потребности приобретают более разветвленный, сложный, многоуровневый и яркий характер.

Притом это его личные, индивидуальные образовательные потребности, обладающие абсолютно неповторимым индивидуальным профилем.

6. Приоритет эмоционального над интеллектуальным:

  Лицей – школа, в которой важнейшей ценностью является проживание и переживание себя в культуре как учеником, так и учителем.

Сегодня доминирует интеллект не мыслительный, мобильный, а информационно-знаниевый. Нужно перевести стрелку с вопроса о том, что усвоил ребенок в процессе взаимодействия с теми или иными учебными сценариями, на вопрос, что и как он пережил в этом процессе, в какой мере откликнулись его эмоции и душа. Если ребенок усвоил курс литературы, но при этом его тихо ненавидит и эмоционально холоден к освоенным литературным произведениям, мы должны показать, что он получил скверное образование.

Образование ценно тогда, когда оно оставляет в душе ребенка положительные эмоции, когда в процессе образования развивается пространство детского эмоционального переживания.

7. Приоритет «внутреннего человека» над «человеком внешним»:

Внутренний человек – суверенное пространство личности, некое таинство, происходящее в глубинах человеческой души. Внутренний человек не открыт миру непосредственно. Это человек, открытый лишь самому себе. Развитие внутреннего человека есть высшая образовательная цель.

 

ВЕКТОР ДИАЛОГА

1. Приоритет диалога над монологом:

Лицей – школа диалога. Ее философия строится на принципе соразмерности позиций учителя и ученика, на соразмерности ученика и мира, ученика и культуры.

Содержанием образования оказывается не информация, транслируемая ученику, а сам диалог, складывающийся между педагогом и учеником или между учениками.

Диалог – не просто обмен репликами, это встреча несовпадающих позиций. Диалог – движение к пониманию от непонимания.

Ценность диалога – удержание дистанции между несовпадающими позициями.

Искусство диалога – самое важное и трудное образовательное искусство.

2.  Приоритет мультикультурности над монокультурностью:

Лицей должен быть мультикультурной школой, позволяющим своим ученикам эффективно входить в различные культурные среды и реализовывать в этих культурных средах свою собственную культурную индивидуальность, свою самостоятельность, свое образовательное Я.

 

ВЕКТОР РАЗВИТИЯ

1. Приоритет программ открытого типа над программами закрытого типа: 

Лицей – школа, в которой доминируют программы открытого типа. Программы открыты, способны к непрерывному изменению в процессе деятельного взаимодействия учителя с учеником в отличии от программ закрытого типа. Это программы саморазвивающиеся и самоизменяющиеся в процессе своей реализации.

 

2. Приоритет реальной жизни над «ученой книжностью» и теоретической схоластикой:

 Лицей – школа реального действия, поэтому одна из ключевых тенденций лицея – выстраивание его содержания как соразмерного содержания реальной жизни в ее реальной сложности и проблематизированности.

Опыт проектного взаимодействия с реальной жизнью и описание реального опыта – более важная задача, нежели чисто учебное существование в границах классно-урочной системы с акцентом на «учености» кем-то написанного учебника.

3. Приоритет деятельностного начала над манипулятивным:

Лицей – принципиальная деятельностная школа.

Есть сумма кем-то формируемых перед учеником целей и задач, есть сумма методик и приемов для того, чтобы заинтересовать ученика на достижение этих, не им поставленных целей. Такова манипуляция.

Проблема: как в основу учебного процесса положить собственное целеполагание ребенка, его собственные, исходящие из его субъектности задачи. В этом случае лицей станет по-настоящему развивающимся организмом.

Развитие – это процесс постоянного целеполагания, когда в деятельностном взаимодействии взрослых и детей происходит непрерывное порождение новых целей, постоянное ветвление дерева целей, которые не ставятся кем-то извне, а порождаются в деятельности учеников образовательного процесса.

4. Приоритет содержательного над формально-функциональным: 

Лицей – школа содержательного образования. Нас интересует не формальное исполнение тех или иных учебных программ, а то в какой мере в учебном процессе происходит развитие самого учебного содержания, в какой мере педагоги и ученики вовлечены в содержательную деятельность, такую, которая совершается не ради формальной отчетности, а ради самой себя.

Содержательная деятельность построена на интересе к самому содержанию, а не к тому, как эта деятельность будет оценена кем-то.

Лицей волнует не формальное исполнение учебного плана и учебных программ, а реальное содержательное развитие учеников и педагогов в образовательной деятельности, в том, что реально произошло с учащимися и педагогами при освоении той или иной программы, каковы личностные изменения.

5.      Приоритет смысла над целесообразностью:

Лицей – школа смысла. Ключевой вопрос – вопрос «В чем смысл?».

Традиционная школа строит свою деятельность исходя из соображений прагматической целесообразности: «Я делаю так, потому что от меня это требуют», «Я делаю так, потому что это целесообразно».

Лицей – школа развития педагогических смыслов и развития с опорой на педагогические смыслы. Это развитие предельных представлений о том, ради чего мы делаем то, что мы делаем.

6.      Приоритет эффективного самообразования и саморазвития над развитием по заданной траектории:

Лицей – школа с высоким потенциалом саморазвития и самообразования, с выраженной потребностью в саморазвитии и самообразовании.

Импульс развития находится не вне лицея, а в нем самом, в тех проблемных полях, которые создаются самой педагогической повседневностью.

Для лицея проблемный ребенок (одаренный, нестандартный) – абсолютная ценность, потому что только проблемы, создаваемые педагогу нестандартным ребенком – стимул педагогического развития и педагогического творчества.

Работа с применением дистанционных технологий

В условиях исполнения повышенных мер профилактики и нераспространения новой короновирусной инфекции дистанционное обучение в лицее организуется на сайте moodle.il.tsu.ru.

Уроки проводятся в офлайн формате (то есть ребенок самостоятельно изучает учебный материал, размещенный учителем, в соответствии со сценарием дистанционного урока) и в онлайн формате (когда учитель и учащиеся находится в эфире, могут общаться «вживую»).

В онлайн и офлайн формате также будут проходить встречи с тьюторами (планерки, тьюториалы, индивидуальные консультации, родительские собрания).

Для того, чтобы иметь возможность участвовать в онлайн уроках (планерках, тьюториалах, родительских собраниях), вам необходимо установить на свои устройства (компьютеры, планшеты, мобильные телефоны) бесплатную программу ZOOM.US

Если вы скачиваете программу на компьютер:

1. Зайдите в любой браузер (Google, Internet Explorer, Opera, Mozilla)

2. В поисковой строке введите эту ссылку https://zoom.us/download

3. Нажимаете кнопку «Загрузить». Загрузка начнется автоматически.

4. Далее вам нужно только авторизоваться на этом сайте (ввести свою почту и придумать пароль). Пожалуйста, выбирайте ваше настоящее имя и фамилию!!!! Учителям и тьюторам  необходима будет достоверная информация о присутствующих на онлайн встречах.

Если вы скачиваете на мобильное устройство

1. Выберите в AppStore (или другом магазине приложений) приложение Zoom

2. Установите его в соответствии с инструкциями вашего телефона (планшета)

Для участия в назначенных учителям онлайн уроках (собраниях, встречах и т.д.) вам необходимо будет только пройти по полученной от учителя ссылки на онлайн встречу, программа ZOOM при этом будет запускаться автоматически.

Ссылки на онлайн уроки размещаются на moodle.il.tsu.ru

Ссылки на онлайн родительские собрания – через группы Whatsapp.

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!