Основная образовательная программа
Образовательная программа среднего общего образования на 2018-2019 учебный год
Описание образовательной программы основного общего образования
Программа спроектирована в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.- М.: Просвещение, 2011) особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей.
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Цель образовательной программы:
- Удовлетворение образовательных потребностей и потребностей духовного развития подростка.
- Обеспечение условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования обучающихся.
- Создание и организация открытой информационно - образовательной среды с вариативностью форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе.
Для достижения целей ООП ООО необходимо решить ряд педагогических и образовательных задач:
- подготовить обучающихся к обучению в течении жизни;
- сформировать предметные (языковая, математическая, естественнонаучная, гражданская, технологическая) и ключевые (метапредметные) компетенции, а также личностные качества обучающихся (инициативность, самостоятельность, ответственность);
- осуществить индивидуализацию образовательного процесса на основе широкого использования средств ИКТ, через формирование средств и способов индивидуального движения ученика в образовательном процессе;
- организовать учет и поддержку учебных (урочных и внеурочных), внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;
- способствовать развитию подростка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию обучающихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого подростка;
- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье, безопасность обучающихся, обеспечить их эмоционального благополучия;
Достижение указанных целей и задач предполагает создание условий и предоставление возможности для полноценного освоения обучающимися следующих действий:
- инициативной пробы самостоятельного продвижения в разделах определенной предметной области (проявление образовательного интереса и образовательной амбиции в индивидуальных образовательных траекториях обучающихся);
- произвольного соотнесения выполняемого действия и обеспечивающих его знаковых средств (схем, таблиц, текстов и т.п.);
- произвольного перехода от одних знаковых средств к другим и их соотнесение (например, соотнесение графика и формулы);
- координации предметных способов и средств действий между отдельными учебными предметами, а также между предметными областями;
- самостоятельного владения различными формами публичного выражения собственной точки зрения (дискуссия, доклад, эссе и т.п.) и их инициативное опробование;
- адекватной оценки собственного образовательного продвижения.
ООП ООО МАОУ Гуманитарный лицей опирается на возрастные особенности подросткового возраста:
- возникновение нового отношения к учению – стремление к самостоятельности в учении, желание ставить цели и планировать ход учебной работы, самоутверждение;
- появление новых требований к учебной деятельности самим подростком: потребность в экспертной оценке и самооценке своих достижений, учет его интересов и склонностей в учебном процессе, возможность применения результатов обучения в решении практических, социально значимых задач;
- становление познавательного интереса к изучению того или иного предмета, понимание цели изучения предмета, его значимости для будущей жизни;
- активный и деятельностный характер мышления;
- появление чувства взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых, отстаивание своей позиции в общении со взрослыми;
- приоритетность общения со сверстниками;
- проявление интереса к собственной личности: склонность к самоанализу, появление стремления к освоению новых форм поведения в новых ситуациях, экспериментированию с миром социальных отношений.
В соответствии с ФГОС общего образования в основе создания и реализации ООП ООО лежит системно-деятельностный подход
- Учитывая системно-деятельностный подход, на уровне основного общего образования нами
выделены две подростковые школы:
- Школа культуры пробы (9 класс), обеспечивает бесстрессовый переход обучающихся с одного уровня образования на другой, через пробы построения учащимися индивидуальной образовательной траектории в зависимости от разных видов деятельности.
Цель обучения: профилизация (выбор профиля обучения с целью овладения специальными умениями и навыками, формирование навыков планирования индивидуального обучения и проектирования индивидуальной образовательной программы).
- Школа индивидуального образования (8 класс), обеспечиваетсамоопределение подростка через опробования себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий)разных видах деятельности, наличие личностно значимых образовательных событий.
Цель обучения: предметное самоопределение (выбор предмета исследования, конструирования сцелью овладения специальными умениями и навыками).
Тьюторское сопровождение как один из базовых процессов, разворачивающихся в практике Лицея, становится особенно актуальным на уровне основного общего образования. Являясь технологией поддержки индивидуализации и акцентируя образовательную деятельность на личные достижения обучающихся, тьюторское сопровождение обеспечивает поиск и открытие инициативных и самостоятельных образовательных действий подростка, т.е. таких действий в ходе социокультурного обмена, через которые он начинает понимать себя, проявлять свою социальную активность, принимает решения и демонстрирует активное отношение к происходящему.
Рабочие программы представлены в содержательном разделе программы