Версия для слабовидящих
МАОУ Гуманитарный лицей
муниципальное автономное
образовательное учреждение
гуманитарный лицей
города томска
ТГЛ
томский гуманитарный лицей
основан в 1990 году
ГУМАНИТАРНЫЙ ЛИЦЕЙ - ТЕРРИТОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ВЫБОРА

Поиск на сайте


МАОУ Гуманитарный лицей

 

Уважаемые посетители официального сайта МАОУ Гуманитарный лицей!

 

Вас приветствует директор лицея Евгения Анатольевна Баталова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От основателя и первого директора лицея Сергея Викторовича Алифоренко:

Уважаемые посетители сайта!

Безусловно, Вас интересуют вопросы:

Что из себя представляет эта школа – Гуманитарный лицей?

Что из себя представляет образовательное пространство лицея?

Каковы его образовательные приоритеты?

 

Понятно, что речь пойдет о новой школе, школе нового поколения, задающей другую философию, новый формат и принципиально новую сумму образовательных ориентиров по отношению к существующей ныне школе. Нужно предельно внятно описать те образовательные приоритеты, которые лежат или будут лежать в основании всей деятельности лицея и наличие которых позволяет говорить о том, что это действительно новое поколении школ как исторически развивающейся реальности.

Новую школу нельзя сочинить. Эта школа реально прорастает в инновационной деятельности ныне существующих школ и в инновационной деятельности наиболее талантливых школьных педагогов.

Эта школа – лицей – реально формировалась на протяжении двадцати пяти лет в деятельности самых разных учителей.

В общем-то речь идет о смене образовательной парадигмы – о смене той суммы скрытых правил игры, на которых строится практика современной школы, о смене суммы ее базовых ценностей и ориентиров и на этом основании – о смене тех видов деятельности, из которых складывается вся ее образовательная повседневность.

Чтобы работать в пространстве, надо построить систему координат. Строим. Начало системы обозначим значком – здание лицея. Речь пойдет о трех группах приоритетов, задающих формат и определяющих специфику школы нового поколения.

Это – приоритеты, ориентированные на развитие трех ключевых векторов: субъектности, диалога (коммуникации), развития. Отложим эти векторы на осях системы координат. Куда и на что направлены эти векторы?

ВЕКТОР СУБЪЕКТНОСТИ  направлен на максимальное развитие человеческой индивидуальности, на развитие и осознание собственного Я, на осознание и развитие «самости» ребенка, «самости» педагога, «самости» собственного образовательного процесса, как процесса особым образом поставленного взаимодействия человека и культуры.

ВЕКТОР ДИАЛОГА направлен на становление и развитие способностей к взаимодействию субъектных «самостей». Развитие Я несет в себе потребность быть услышанным. Чем больше развито Я, тем в большей степени требуется специальная образовательная деятельность по развитию «усилия к другому», построение диалогического взаимодействия разных субъектностей, тем в большей степени лицей должен превращаться в пространство диалога – диалога личностей, диалога культур.

ВЕКТОР РАЗВИТИЯ – интегральный вектор, показывающий, что в процессе образования происходит непрерывное усложнение личностного развития и межличностного взаимодействия.

Итак, основные приоритеты лицея как школы.

 

ВЕКТОР СУБЪЕКТНОСТИ

1. Приоритет мышления над знанием:

Это будет обозначаться так:

Лицей – школа мышления. Мышление – инструмент индивидуализации знания. Чем больше развито мышление, тем более индивидуально знание, которым обладает человек. Любое внешнее знание он воспринимает под своим, индивидуальным мыслительным углом зрения. Человек с развитым мышлением не раб знания, но его хозяин.

 

2. Приоритет вопросов над ответами:

Лицей – школа вопросов. Состояние вопросительности – абсолютно ценное состояние, без которого и вне которого невозможно настоящее развитие личности. В старой школе вопрос обладал чисто учебной ценностью: он имел право на существование в той мере, в какой на него существовал правильный ответ. Учитель, задавая вопрос ученикам, заранее знал, какой ответ он хочет получить.

Настоящий вопрос – вопрос, на который нет и не может быть однозначного и заранее определенного ответа.

Оттого этот вопрос провоцирует исследовательскую ситуацию для ученика и учителя – ситуацию развития для обоих.

3. Приоритет креативности над исполнительством:

Лицей – школа творчества, креативности. Лицей ориентирован на развитие в ребенке способности создавать новое (новое знание), а не просто осваивать существующие образы. Акцент на приоритет творческого начала в человеке, возможность творца, а не исполнителя.

 

4. Приоритет детской инициативы над инициативой взрослых:

Лицей – школа, создающая максимально широкое пространство для проявления и реализации инициативы. Образование по-настоящему эффективно только тогда, когда оно умеет идти за детским вопросом, за детской инициативой и субъективностью. Лицей пытается все свое содержание выстраивать вокруг детских вопросов и инициатив.

Очень трудная задача – выстраивать объемный и многоуровневый диалог с культурой, отталкиваясь от детской инициативы.

5. Приоритет образовательных потребностей личности над суммой «образовательных необходимостей»:

Лицей – школа развития образовательных потребностей. Социум заинтересован в гибкой, динамичной личности, чье образование соответствует ее собственным глубинным потребностям, когда образование не навязано личности как внешний функционал, а является способом личностной самоактуализации и самореализации. Выпускник лицея – человек с развитой системой образовательных потребностей. За время обучения его образовательные потребности приобретают более разветвленный, сложный, многоуровневый и яркий характер.

Притом это его личные, индивидуальные образовательные потребности, обладающие абсолютно неповторимым индивидуальным профилем.

6. Приоритет эмоционального над интеллектуальным:

  Лицей – школа, в которой важнейшей ценностью является проживание и переживание себя в культуре как учеником, так и учителем.

Сегодня доминирует интеллект не мыслительный, мобильный, а информационно-знаниевый. Нужно перевести стрелку с вопроса о том, что усвоил ребенок в процессе взаимодействия с теми или иными учебными сценариями, на вопрос, что и как он пережил в этом процессе, в какой мере откликнулись его эмоции и душа. Если ребенок усвоил курс литературы, но при этом его тихо ненавидит и эмоционально холоден к освоенным литературным произведениям, мы должны показать, что он получил скверное образование.

Образование ценно тогда, когда оно оставляет в душе ребенка положительные эмоции, когда в процессе образования развивается пространство детского эмоционального переживания.

7. Приоритет «внутреннего человека» над «человеком внешним»:

Внутренний человек – суверенное пространство личности, некое таинство, происходящее в глубинах человеческой души. Внутренний человек не открыт миру непосредственно. Это человек, открытый лишь самому себе. Развитие внутреннего человека есть высшая образовательная цель.

 

ВЕКТОР ДИАЛОГА

1. Приоритет диалога над монологом:

Лицей – школа диалога. Ее философия строится на принципе соразмерности позиций учителя и ученика, на соразмерности ученика и мира, ученика и культуры.

Содержанием образования оказывается не информация, транслируемая ученику, а сам диалог, складывающийся между педагогом и учеником или между учениками.

Диалог – не просто обмен репликами, это встреча несовпадающих позиций. Диалог – движение к пониманию от непонимания.

Ценность диалога – удержание дистанции между несовпадающими позициями.

Искусство диалога – самое важное и трудное образовательное искусство.

2.  Приоритет мультикультурности над монокультурностью:

Лицей должен быть мультикультурной школой, позволяющим своим ученикам эффективно входить в различные культурные среды и реализовывать в этих культурных средах свою собственную культурную индивидуальность, свою самостоятельность, свое образовательное Я.

 

ВЕКТОР РАЗВИТИЯ

1. Приоритет программ открытого типа над программами закрытого типа: 

Лицей – школа, в которой доминируют программы открытого типа. Программы открыты, способны к непрерывному изменению в процессе деятельного взаимодействия учителя с учеником в отличии от программ закрытого типа. Это программы саморазвивающиеся и самоизменяющиеся в процессе своей реализации.

 

2. Приоритет реальной жизни над «ученой книжностью» и теоретической схоластикой:

 Лицей – школа реального действия, поэтому одна из ключевых тенденций лицея – выстраивание его содержания как соразмерного содержания реальной жизни в ее реальной сложности и проблематизированности.

Опыт проектного взаимодействия с реальной жизнью и описание реального опыта – более важная задача, нежели чисто учебное существование в границах классно-урочной системы с акцентом на «учености» кем-то написанного учебника.

3. Приоритет деятельностного начала над манипулятивным:

Лицей – принципиальная деятельностная школа.

Есть сумма кем-то формируемых перед учеником целей и задач, есть сумма методик и приемов для того, чтобы заинтересовать ученика на достижение этих, не им поставленных целей. Такова манипуляция.

Проблема: как в основу учебного процесса положить собственное целеполагание ребенка, его собственные, исходящие из его субъектности задачи. В этом случае лицей станет по-настоящему развивающимся организмом.

Развитие – это процесс постоянного целеполагания, когда в деятельностном взаимодействии взрослых и детей происходит непрерывное порождение новых целей, постоянное ветвление дерева целей, которые не ставятся кем-то извне, а порождаются в деятельности учеников образовательного процесса.

4. Приоритет содержательного над формально-функциональным: 

Лицей – школа содержательного образования. Нас интересует не формальное исполнение тех или иных учебных программ, а то в какой мере в учебном процессе происходит развитие самого учебного содержания, в какой мере педагоги и ученики вовлечены в содержательную деятельность, такую, которая совершается не ради формальной отчетности, а ради самой себя.

Содержательная деятельность построена на интересе к самому содержанию, а не к тому, как эта деятельность будет оценена кем-то.

Лицей волнует не формальное исполнение учебного плана и учебных программ, а реальное содержательное развитие учеников и педагогов в образовательной деятельности, в том, что реально произошло с учащимися и педагогами при освоении той или иной программы, каковы личностные изменения.

5.      Приоритет смысла над целесообразностью:

Лицей – школа смысла. Ключевой вопрос – вопрос «В чем смысл?».

Традиционная школа строит свою деятельность исходя из соображений прагматической целесообразности: «Я делаю так, потому что от меня это требуют», «Я делаю так, потому что это целесообразно».

Лицей – школа развития педагогических смыслов и развития с опорой на педагогические смыслы. Это развитие предельных представлений о том, ради чего мы делаем то, что мы делаем.

6.      Приоритет эффективного самообразования и саморазвития над развитием по заданной траектории:

Лицей – школа с высоким потенциалом саморазвития и самообразования, с выраженной потребностью в саморазвитии и самообразовании.

Импульс развития находится не вне лицея, а в нем самом, в тех проблемных полях, которые создаются самой педагогической повседневностью.

Для лицея проблемный ребенок (одаренный, нестандартный) – абсолютная ценность, потому что только проблемы, создаваемые педагогу нестандартным ребенком – стимул педагогического развития и педагогического творчества.

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!